Saturday
26/05/2018
USD: 61.67 (+0.26)
EUR: 72.12 (+0.11)


Назад

2018-05-16 19:26:23
Теория и практика парламентского расследования

Теория и практика парламентского расследования    Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении проект закона о парламентском расследовании. В городской парламент поступило две похожих инициативы. Авторы законопроектов депутаты от «Единой России»  Денис Четырбок и Сергей Соловьев и депутат фракции Партии роста Максим Резник поочередно представляли свои инициативы. Большинство голосов ушло единоросам. За документ Резника проголосовал 31 депутат, за идею Соловьева и Четырбока – 42 парламентария. Депутаты новым законом воодушевились и сошлись на мнении, что парламентское расследование им необходимо. Даже придумали себе поводы для расследовательской работы. Однако, некоторые эксперты опасаются, что на практике механизм работать не будет и существовать расследовательская деятельность депутатов будет лишь в теории.
    
     Новое полномочие ЗакСа
     Согласно проекту «Единой России», расследование будет проводиться специально создаваемой парламентской комиссией Заксобрания. При этом она будет формироваться заново для рассмотрения конкретного случая. Комиссия сможет привлекать к своей работе экспертов, проводить слушания, направлять запросы в органы госвласти, а также собирать информацию в госорганах.
     Парламентское расследование может инициировать депутат ЗакСа своим обращением. Поводом к такому обращению, например, могут стать случаи нарушение прав и свобод человека, ненадлежащее исполнение городского бюджета, противоречие между городскими и федеральными законами.
     Комиссия должна оценить достоверность поступившей информации, сделать заключение о возможном нарушении устава города или городских законов, а также выявить виновников нарушения.
     По итогам расследования депутаты смогут выдвинуть предложения об обращении в правоохранительные органы, отстранении чиновников от должности, выражении им недоверия или наложении на них взыскания. Также депутаты смогут давать рекомендации, которые помогут устранить выявленные ими нарушения.
     Денис Четырбок объяснил, что разница между двумя законопроектами, рассмотренных в ЗакСе не существенная, но тем не менее, она есть. Проект Резника построен по принципу федерального закона о парламентском расследовании, которое может проводить Федеральное Собрание. Проект «Единой России» основан не только на федеральном опыте, но и на региональной практике. «Больше 10 субъектов федерации имеют подобные законы, мы провели большую аналитическую работу и взяли все самое лучшее из всех действующих законов», - объяснил Денис Четыбок.
     Отличия двух законопроектов также заключаются в том, что Резник предлагает сформировать постоянный орган, а Соловьев и Четырбок – временный, который формировался бы в каждом отдельном случае заново. Кроме того в первом проекте указано, что в комиссию по расследованиям должны войти представители всех фракций, во втором документе такого положения нет.
    
     На этапе обсуждения парламентарии уже придумали себе темы для расследований. Депутат Борис Вишневский считает, что поводом для расследования могло бы стать затяжное строительство стадиона на Крестовском острове, ситуация с отказами городских властей согласовывать массовые мероприятия, митинги и шествия в центре города. Депутат Максим Резник полагает, что парламент мог бы исследовать концессионные соглашения города, строительство ЗСД.
     Законопроект о парламентском расследовании вызвал поддержку и одобрение, как представителей оппозиции, так и представителей партии власти. Парламентарии сошлись на том, что не так важно какой из двух законопроектов будет принят за основу, главное, чтобы в парламенте появился механизм расследования.
     «Будет существовать только на бумаге»
     Глава фракции Партии роста Оксана Дмитриева отметила, что главное, чтобы закон применялся на практике, а не только существовал на бумаге. Дмитриева выразила опасение, что закон работать не будет. «Так получилось в Госдуме: закон о расследовании есть, а расследований нет», - отметила депутат.
     Опасения Оксаны Дмитриевой отчасти оправданы. В Заксобрании Петербурга уже есть орган подобный потенциальной «расследовательской комиссии» - это контрольная группа. Согласно документам, контрольная группа ЗакСа может рассматривать неисполнение устава города и городских законов.  Контрольная группа также может проводить слушания о фактах коррупции в органах государственной власти.   Обратиться туда   могут депутаты, чиновники, органы госвласти. Контрольный орган также может проверять сообщения о коррупции в СМИ.
     В нынешнем созыве городского парламента, который работает уже 1,5 года, контрольная группа ЗакСа не собиралась ни разу. Как объяснил ее председатель Владимир Носов, случаи, когда группа может собраться прописаны   в соответствующем законе, однако потребностей в созыве контрольного органа за 1,5 года не возникало.
     В прошлом созыве контрольная группа все же собиралась. Например, рассматривала сведения о доходах одного из тогдашних депутатов, Игоря Коровина, который, несмотря на то, что имел мандат парламентария, занимался бизнесом, что запрещено законом. О том, что депутат совмещает должности, узнали сотрудники Фонда борьбы с коррупцией, они и обратились в контрольную группу. Члены контрольного органа подтвердили правоту ФБК, но инициировать вопрос о лишении депутата места в парламенте не стали. После этого расследователи в контрольный орган Заксобрания больше не обращались . С именем депутата Коровина связано еще одно заседание контрольной группы, на котором рассматривался важный вопрос об уместности совершения языческих обрядов в стенах светского законодательного органа. Парламентарий пригласил в Мариинский дворец шамана, но не всем депутатам это показалось хорошей идеей . Также известно, что в 2012 году контрольная группа не стала рассматривать вопрос о затянувшемся уже к тому времени строительстве стадиона на Крестовском острове.
    
     Представители петербургского отделения антикоррупционного центра Transparency International скептически относятся к идее создания нового органа.
     «Возможно, что парламентские расследования будут существовать на бумаге, а будет ли работать этот инструмент, это уже другой вопрос. Главное чтобы этим механизмом пользовались, и чтобы он не был сосредоточен в руках одной группы депутатов, как это зачастую бывает в нашем парламенте», - считает эксперт Transparency Александр Шуршев.
     Руководитель регионального отделения антикоррупционного центра Дмитрий Сухарев считает, что механизм парламентского расследования ЗакСу не очень нужен.
     «У Законодательного собрания есть Контрольно-счетная палата. Она отчитывается перед ЗакСом, все аудиторы назначаются тоже ЗакСом. Все расследования может проводить КСП, чем они и занимаются и даже много интересного находят. Но после этого ничего не происходит», - объяснил Сухарев.
     Долгий путь к первому чтению
     Еще в 2012 году с   инициативами о парламентском расследовании выступали депутаты фракции «Яблоко» и «Справедливая Россия», а также депутат фракции Партии роста Максим Резник. Последний вносил проект о парламентском расследовании дважды: в 2012 и в 2016 годах.
    
     Забытую инициативу оппозиционеров в декабре прошлого реанимировал спикер Заксобрания Вячеслав Макаров на фоне конфликта с главой Центрального района Андреем Хлутковым. В конце прошлого года депутаты регулярно отправляли запросы губернатору с просьбой проверить деятельность районной администрации.
     В декабре 2017 года комитет по законодательству одобрил законопроект единоросов Дениса Четырбока и Сергея Соловьева, который дает депутатам право проводить парламентские расследования в отношении городских чиновников и некоторых должностных лиц муниципалитетов.
     Потом конфликт депутатов и районных чиновников перестал развиваться в публичном поле, и о парламентских расследованиях забыли на полгода. На одном из последних заседаний в 2017 году городской парламент так и не стал голосовать по законопроекту о парламентских расследованиях, несмотря на то, что вопрос был включен в повестку.   Рассмотрение документа в первом чтении было отложено на 2018 год.   Как объяснил ЗАКС.Ру Денис Четырбок, тогда авторы законопроекта взяли паузу. По его словам, парламентские расследования пересекаются с деятельностью контрольной группы, и чтобы убедиться, что полномочия органов не дублируют друг друга, потребовалось время. Под конец весенней сессии законопроект все же дошел до первого чтения.
     Не исключено, что законопроект о парламентском расследовании может «застрять» в ЗакСе, так и не добравшись до второго чтения. Такая судьба постигла проект о создании комиссии по вопросам депутатской этике. Вопрос о том, что такой орган необходим, возник осенью 2016 года, когда вице-спикер и « любимый полковник Макарова » Анатолий Дроздов оскорбил журналистку «Новой газеты». После скандала и советов от столичных единороссов извиниться и разобраться с этим инцидентом петербургские депутаты заявили, что создадут комиссию по депутатской этике. Проект постановления о создании нового органа ЗакСа одобрили только в первом чтении и забыли про него, как только скандал утих. Комиссию по этике в ЗакСе так и не создали.


Оригинал новости