Tuesday
16/10/2018
USD: 65.75 (0,00)
EUR: 76.05 (0,00)


Назад

2018-05-17 17:18:12
Совет МО жаждет законотворчества

Совет МО жаждет законотворчества    Совет муниципальных образований Петербурга надеется получить право законодательной инициативы. Проект соответствующего дополнения в устав города уже зарегистрирован Законодательным собранием. ЗАКС.Ру попытался разобраться, зачем совету понадобилось право, которое у представителей местного самоуправления и так уже есть, но пользуются они им нечасто.
    
     Совет муниципальных образований объединяет все 111 муниципалитетов Петербурга. Согласно уставу органа, в его задачи входит содействие развитию местного самоуправления, усиление взаимодействия между муниципальными и государственными органами, развитие гражданского общества, а также выражение и защита общих интересов муниципальных образований.
     "Одним из эффективных средств выражения общих интересов муниципальных образований Санкт-Петербурга является их общее (совместное) право законодательной инициативы", - говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному на рассмотрение Заксобрания депутатами МО Финляндское.
     Они предлагают прописать в уставе города право Совета муниципальных образований выступать с законодательной инициативой. Пока таким правом в Северной столице обладают депутаты ЗакСа, губернатор, члены Совета Федерации от Петербурга, городская прокуратура, почетные жители города и представители органов местного самоуправления.
     Чтоб как в Москве
     По словам главы МО Финляндский округ и председателя совета муниципальных образований Петербурга Всеволода Беликова, действующее право муниципалов на законотворчество не отменяет необходимости наделения им межокружного совета.
     - Совет муниципальных образований отображает общие интересы всех муниципалитетов. Эти интересы реализуются в первую очередь в нормативно-правовых актах. А кто, если не сам совет должен вносить эти законопроекты? Это общероссийская практика, большинство субъектов Российской Федерации работает по этому принципу, - заявил Беликов в беседе с ЗАКС.Ру.
     К этим субъектам относится и Москва. Здесь правом законодательной инициативы обладают и муниципалитеты, и местный совет муниципальных образований. Однако, согласно собственному уставу, совет может вносить на рассмотрение Мосгордумы только проекты "по вопросам организации местного самоуправления в городе Москве".
     Всеволод Беликов допустил, что в Петербурге аналогичный орган будет выступать инициатором законопроектов на более разнообразные темы.
     -  Наделяя субъект правом законодательной инициативы, вы исходите из того, что этот субъект профессионален, ответственен, его предложения продиктованы сложившейся практикой и отвечают интересам города и горожан. Это не значит, что мы собираемся, к примеру, вносить изменения в градостроительный регламент, но вопросы, связанные со смежными отраслями, возможно, нами будут подниматься. Хотя на первом месте для нас стоят вопросы, связанные с работой органов местного самоуправления, - объяснил он.    
     Непопулярное право
     Депутат ЗакСа Денис Четырбок сообщил ЗАКС.Ру, что выводы об актуальности поправки в городской устав, предложенной советом МО, можно сделать только после того как документ “со всех сторон” рассмотрит возглавляемый им комитет по законодательству. Однако Четырбок добавил, что лично он острой необходимости в принятии поправки не видит.
     - В 31 статье устава и так закреплено достаточно много – по сравнению с другими регионами - субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в том числе и советы муниципальных образований. В принципе, советы этим правом пользуются, но удельный вес тех предложений, которые поступают от муниципалов, крайне мал, - объяснил единоросс. 
     Практика показывает, что большинство проектов, вносимых муниципалами на рассмотрение петербургского ЗакСа, – поправки в нормативные акты, регламентирующие работу органов местного самоуправления. Из 18 законодательных инициатив, которые муниципалитеты заявили за время нынешнего созыва регионального парламента, было принято только пять. Из них одна – техническая поправка в закон о реестре муниципальных должностей, еще одна  – изменения в закон о выборах депутатов муниципальных советов, кроме того, было принято два закона, связанных с пенсионным обеспечением бывших муниципальных депутатов. Пятый проект касался исправления некорректных формулировок в законе об административных правонарушениях.
     Пожалуй, самой неординарной законодательной инициативой, с которой в последние годы выступили петербургские муниципалы, стал проект закона о постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он был разработан депутатами МО Морские ворота совместно с аппаратом уполномоченного по делам ребенка в Петербурге.
     В пояснительной записке к документу говорится, что закон "направлен на оказание помощи детям - выпускникам детских домов и школ-интернатов и будет являться эффективной мерой по профилактике "рецидива" сиротства, когда, испытывая проблемы в адаптации, выпускник-родитель не способен самостоятельно воспитать и содержать собственного ребенка".
     Проект был зарегистрирован ЗакСом 7 февраля 2017 года, но так и остался нерассмотренным. В октябре 2015 года те же муниципалы предлагали внести поправку в городской закон о специализированном жилищном фонде Петербурга, прописав там право детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей-нанимателей жилья, получать квартиры из фонда. Документ также "завис" на стадии первого чтения.  
     Статус совета
     Депутат МО Морские ворота Даниил Кен заявил ЗАКС.Ру, что нет никакой практической необходимости в наделении совета муниципальных образований полномочиями законотворчества. Более того, Кен уверен, что совет не оправдывает своего существования и должен быть распущен:
     -  Совет нужно распустить, а не наделять какими-то новыми правами. У них не должно быть права законодательной инициативы. Этот совет кормится за счет муниципальных бюджетов, но не оказывает никакой поддержки органам местного самоуправления. Пустая бюрократическая структура. Они занимаются тем, что поздравляют глав с юбилеями, никакой серьезной работы не ведут, - считает он.
     Глава МО Нарвский округ и заместитель председателя совета муниципальных образований Александр Каптурович объяснил ЗАКС.Ру, что наделение органа новыми полномочиями нужно прежде всего ради удобства. По его словам, когда совет разрабатывает законодательные решения, ему проще направить их в парламент от своего лица, а не делегировать это одному из округов.
     - Когда отдельный муниципальный совет вносит какое-то изменение, оно требует дальнейшего обсуждения между муниципальными образованиями. А если его внесет совет – это будет уже общее выработанное мнение и решение, которое вносится на рассмотрение Законодательного собрания, - добавил Александр Каптурович.
     Дата первого чтения законопроекта МО Финляндский округ еще не известно. Председатель совета муниципальных образований Петербурга Всеволод Беликов надеется, что документ будет принят до ухода ЗакСа на летние каникулы. По его словам, у совета уже есть предложения, которые не требуют отлагательства. Например, связанные с поддержкой волонтерского движения.
     Глава парламентского комитета по законодательству Денис Четырбок сообщил ЗАКС.Ру, что ЗакС рассмотрит проект Финляндского округа не скоро. По его мнению, для начала необходимо определиться с юридическим статусом самого Совета муниципальных образований, который действующим законодательством пока никак не закреплен.
     - До решения этой проблемы преждевременно ставить вопрос о праве законодательной инициативе, - сообщил Четырбок ЗАКС.Ру.  


Оригинал новости